“Беломорье 2004”  Часть 4. Организация экспедиции.

 

| Часть 3. Сведения о районе маршрута | Оглавление | Часть 5. Описание маршрута |

 

Выбор маршрута.

 

Начнем с предыстории. В Москве уже несколько лет существует клуб любителей внедорожной езды «Вездеход», одним из направлений деятельности которого является популяризация автоспорта в России. С этой целью проводятся различные соревнования, некоторые из которых, в частности МВТ - Московский Внедорожный Триатлон, одно время являлись этапами чемпионата России по трофи-рейдам. Помимо этого члены клуба оказывают практическую помощь аналогичным объединениям любителей внедорожных соревнований и т.д.

Несколько лет подряд осуществлялись небольшие экспедиции в Карелию, на побережье Белого моря. Отчеты можно найти на официальном  сайте клуба. В августе 2003 года состоялись две независимые авто-экспедиции: в Карелию, на очень живописное Сумозеро, и на Онежский полуостров в д.Лямца.

По возвращении в Москву родилась мысль проехать на автомобилях вдоль побережья Белого моря от г.Онеги до г.Беломорска. Главными критериями при выборе маршрута были: проезд по новым местам, маршрут должен быть кольцевым с удобным подъездом и выездом, общая продолжительность не более 4 недель.

Увеличивал интерес факт первопрохождения некоторых участков маршрута и отсутствие каких-либо сведений о современной жизни в этих удаленных от цивилизации местах. Возможность движения на автомобилях по берегу (отливной полосе) была испробована в экспедиции "Лямца-2003".

В ходе длительных бесед, разговоров и споров решено было двинуться в путь на шести автомобилях марки УАЗ, предварительно подготовленных для преодоления тяжелого бездорожья, в количестве 12 человек (из расчета 2 человека в машине (пилот + штурман)), все остальное свободное пространство отдано массе необходимых и полезных вещей. Все участники экспедиции имели богатый опыт внедорожных приключений, неоднократно участвовали во многих соревнованиях по трофи-рейдам в различных регионах России.

В ходе подготовки техники столкнулись с основной бедой – нехваткой средств, т.к. некоторые машины пришлось строить практически с нуля. В решении этой проблемы огромную роль сыграл Генеральный директор фирмы «Геокосмос» – Мельников Сергей Рафаэльевич, который, сам в прошлом полевик, проникся нашими трудностями и выделил средства на покупку некоторой части необходимого оборудования. Так же спонсорскую поддержку оказали компании «MOTOROLA» и «Up-to-Date-Gifts». Так что преисполненные энтузиазма, мы, с новыми  силами, на технической базе клуба «Вездеход», продолжили подготовку с активным участием технических специалистов клуба – Сергея Глухова и Григория Жиленкова.

Одновременно с постройкой техники разрабатывался и маршрут трассы, которая должна была пройти из Онеги по побережью Онежского залива в сторону Беломорска. При ближайшем рассмотрении доступного картографического материала и различных отчетов о поездках в тех местах, почерпнутых в недрах инета, оказалось, что дорог там практически нет, на машинах никто не ездит,  населенные пункты: Нименьга, Малошуйка, Унежма, Маленьга, Нюхча, через которые планируется проезд, и которые располагаются между Онегой и Беломорском, соединены между собой лишь железнодорожной веткой. По словам корифеев, заседающих в конференции Карелия 2000, дороги там нет и не будет. Действительно, при взгляде на карту ее нет, особенно поразили надписи – “зимний зимник” и отметки на болотах “глубже 2м”. Но, в то же время, была информация о том, что до постройки в этом районе железной дороги существовал почтовый тракт, который затем был заброшен за ненадобностью и пришел в негодность. Начинался он в районе деревни Ворзогоры и шел местами вдоль линии отлива, местами по лесам и болотам.

 

Подготовка снаряжения и питания.

 

Личное снаряжение в группе использовалось ранее многократно испробованное и проверенное, поэтому от него особых сюрпризов не ожидалось.

 

Бивачное снаряжение: поскольку район путешествия покрыт лесами, местами переходящими в настоящую тайгу, палатки требовались самые обычные по ветроустойчивости, но с хорошей защитой от дождя и комаров. Идеальной защиты не получилось, но дождей было немного, а комары встречались не везде, и в результате комфорт был достаточный. На 12 человек было взято 5 каркасно-дуговых палаток разной вместимости. Коврики и спальные мешки соответствовали привычкам участников и тоже были самыми разными. В качестве репеллентов использовались аэрозоли "Москитол", "Аутан", "Тайга" и новое для нас средство "Комарик", кстати, оказавшееся весьма эффективным. Но абсолютную защиту давали только накомарники.

 

Питание рассчитывалось исходя из богатого опыта предыдущих походов. Основная часть продуктов была закуплена  еще в Москве, на местах же докупался хлеб, молоко, что-нибудь к чаю и пополнялся бортовой запас алкоголя. Питьевая вода находилась в каждом автомобиле из расчета 10л на машину и пополнялась при первой возможности из колонок или колодцев в деревнях, а так же из родников.

 

Подготовка автомобилей.

 

По опыту экспедиции "Лямца-2003" было ясно, что если по отливной полосе можно почти нормально ехать и на неподготовленном автомобиле, то с переправой через реки возникают проблемы. К тому же на матерых зимниках, с болотами, камнями и бревнами, тоже придется "несладко". Плюс ко всему, тяжелые условия пробуждают аппетит у самых экономичных машин (не говоря уж об УАЗе), и для преодоления расстояния около 350км потребуется не менее 150л бензина на каждый автомобиль. В сочетании с запасом продуктов, запчастей, бивачных и специальных принадлежностей (блоки, топоры, веревки и т. д.), получается солидный вес. Поэтому автомобили были оснащены специальными бензобаками на 120-170л, шинами размерностью 35х12.5” марок BF Goodrich MT, Cooper STT и Super Swamper SSR, а так же электрическими лебедками марок Rols Winch, ComeUp и Warn. Для преодоления заболоченных участков изготовлены сэндтраки из 12мм фанеры, а для ремонта или строительства мостов и переправ – скобы из витой арматуры.

Осуществить прохождение стало возможным в результате тесного сотрудничества с техническими специалистами клуба «Вездеход» – Сергеем Глуховым и Григорием Жиленковым. Технические характеристики автомобилей приведены в Приложении 2.

 

 

Специальное снаряжение

 

Навигационное снаряжение и карты.

Немаловажным подспорьем при планировании маршрута стали военные полукилометровые карты побережья. Они позволили точно рассчитать расстояния между населенными пунктами, давали полезную информацию о мостах (или бродах), избах, помогали ориентироваться по линиям связи. В разговорах с местными карты подсказывали названия рек, мысов, урочищ и т. д. В сочетании с приборами спутниковой навигации GPS почти в любой момент было ясно, где находится группа. Использовались приборы GPS: "Garmin GPS-II Plus", "Garmin GPS-III Plus" и "Garmin GPS Map -176".

 

Связь.

Между машинами связь поддерживалась с помощью автомобильных СВ радиостанций различных производителей, а в качестве оперативной связи использовались портативные рации "Motorola T5620" и "Motorola T5720", весьма хорошо зарекомендовавшие себя на многих трофи-соревнованиях. Для экстренного общения с остальным окружающим миром имелся так же спутниковый телефон "Ericsson" компании «АльфаТелеком».

 

Для бездорожья.

Помимо стационарно  установленного на автомобилях оборудования имелись так же: сэндтраки, удлинители и запасные тросы к лебедкам, специальные домкраты "Hi-Jack", блоки, шаклы, корозащитные и силовые стропы, скобы для ремонта или строительства мостов и переправ. Подробное описание снаряжения приведено в Приложении 1.

 

Костровые принадлежности.

Простейшее приспособление в виде Г- образного куска арматуры внедрялось в грунт возле кострища на требуемую глубину. На группу имелись два котла - емкостью 3 и 5 литров, а так же 4 армейских котелка. На резервный случай имелся тросик с крючками натягивающийся между деревьями или на кольях и две газовые горелки "Hose Burner". Горелки частенько использовались в дождливую погоду и при остановке в избах. Правда, время приготовления пищи на горелке удваивалось.

 

Тара.

Основная часть снаряжения и личных вещей укладывалась в салонах автомашин. Исключение составляли лишь «69-й» с открытым кузовом и Животновод, возивший на своем багажнике канистры с бензином и сэндтраки. На случай преодоления глубоких водных преград в каждом автомобиле было предусмотрено крепление для вещей под потолком салона (с помощью сетки) или же снаружи автомобиля на крыше. Для упаковки запасных частей и крепежа использовались надрезанные сбоку пластиковые канистры. В качестве эксперимента Гайкин для перевозки вещей использовал 50 литровый пластиковый бак с широкой крышкой. Бак оказался достаточно удобным: обеспечивал защиту от воды и грязи и в то же время крышка быстро снималась.

 

Одежда и обувь.

Езда по бездорожью, а тем более в экспедиции, диктует особый подход к выбору одежды и обуви. Как правило, это камуфляжный костюм, ветровка и длинный плащ при дожде. Популярностью так же пользовались противоэнцефалитные костюмы (хотя в районе нашего путешествия клещей почти не было). К их неоспоримым преимуществам можно отнести наличие встроенного в капюшон накомарника. Высокие армейские ботинки позволяют заправлять в них брюки, неохотно промокают, а так же служат хорошей защитой от укусов змей (с которыми нам пару раз пришлось встречаться). Обязательны болотные сапоги: они являются надежной защитой от грязи и воды, позволяют смело ходить по водоемам, глубиной выше колена, что часто требуется.

 

| Часть 3. Сведения о районе маршрута | Оглавление | Часть 5. Описание маршрута |

 

 

Hosted by uCoz