“Беломорье
| Часть 3. Сведения о районе маршрута | Оглавление | Часть 5. Описание маршрута
|
Выбор
маршрута.
Начнем с предыстории. В Москве уже несколько лет
существует клуб любителей внедорожной езды «Вездеход», одним из направлений
деятельности которого является популяризация автоспорта в России. С этой целью
проводятся различные соревнования, некоторые из которых, в частности МВТ -
Московский Внедорожный Триатлон, одно время являлись этапами чемпионата России
по трофи-рейдам. Помимо этого члены клуба оказывают практическую помощь
аналогичным объединениям любителей внедорожных соревнований и т.д.
Несколько лет подряд осуществлялись небольшие экспедиции
в Карелию, на побережье Белого моря. Отчеты можно найти на официальном сайте клуба. В августе 2003 года состоялись две независимые
авто-экспедиции: в Карелию, на очень живописное Сумозеро, и на Онежский
полуостров в д.Лямца.
По возвращении в Москву родилась мысль проехать на
автомобилях вдоль побережья Белого моря от г.Онеги до г.Беломорска. Главными
критериями при выборе маршрута были: проезд по новым местам, маршрут должен
быть кольцевым с удобным подъездом и выездом, общая продолжительность не более
4 недель.
Увеличивал интерес факт первопрохождения некоторых
участков маршрута и отсутствие каких-либо сведений о современной жизни в этих
удаленных от цивилизации местах. Возможность движения на автомобилях по берегу
(отливной полосе) была испробована в экспедиции "Лямца-2003".
В ходе длительных бесед, разговоров и споров решено было
двинуться в путь на шести автомобилях марки УАЗ, предварительно подготовленных
для преодоления тяжелого бездорожья, в количестве 12 человек (из расчета 2
человека в машине (пилот + штурман)), все остальное свободное пространство
отдано массе необходимых и полезных вещей. Все участники экспедиции имели
богатый опыт внедорожных приключений, неоднократно участвовали во многих
соревнованиях по трофи-рейдам в различных регионах России.
В ходе подготовки техники столкнулись с основной бедой –
нехваткой средств, т.к. некоторые машины пришлось строить практически с нуля. В
решении этой проблемы огромную роль сыграл Генеральный директор фирмы «Геокосмос» – Мельников
Сергей Рафаэльевич, который, сам в прошлом полевик, проникся нашими трудностями
и выделил средства на покупку некоторой части необходимого оборудования. Так же
спонсорскую поддержку оказали компании «MOTOROLA» и «Up-to-Date-Gifts». Так что преисполненные энтузиазма, мы, с новыми силами, на технической базе клуба «Вездеход»,
продолжили подготовку с активным участием технических специалистов клуба –
Сергея Глухова и Григория Жиленкова.
Одновременно с постройкой техники разрабатывался и
маршрут трассы, которая должна была пройти из Онеги по побережью Онежского
залива в сторону Беломорска. При ближайшем рассмотрении доступного
картографического материала и различных отчетов о поездках в тех местах,
почерпнутых в недрах инета, оказалось, что дорог там практически нет, на
машинах никто не ездит, населенные
пункты: Нименьга, Малошуйка, Унежма, Маленьга, Нюхча, через которые планируется
проезд, и которые располагаются между Онегой и Беломорском, соединены между
собой лишь железнодорожной веткой. По словам корифеев, заседающих в конференции
Карелия 2000, дороги там нет и не будет. Действительно, при взгляде на карту ее
нет, особенно поразили надписи – “зимний зимник” и отметки на болотах “глубже
2м”. Но, в то же время, была информация о том, что до постройки в этом районе
железной дороги существовал почтовый тракт, который затем был заброшен за
ненадобностью и пришел в негодность. Начинался он в районе деревни Ворзогоры и
шел местами вдоль линии отлива, местами по лесам и болотам.
Подготовка
снаряжения и питания.
Личное снаряжение в
группе использовалось ранее многократно испробованное и проверенное, поэтому от
него особых сюрпризов не ожидалось.
Бивачное снаряжение: поскольку район путешествия покрыт лесами, местами
переходящими в настоящую тайгу, палатки требовались самые обычные по
ветроустойчивости, но с хорошей защитой от дождя и комаров. Идеальной защиты не
получилось, но дождей было немного, а комары встречались не везде, и в
результате комфорт был достаточный. На 12 человек было взято 5 каркасно-дуговых
палаток разной вместимости. Коврики и спальные мешки соответствовали привычкам
участников и тоже были самыми разными. В качестве репеллентов использовались
аэрозоли "Москитол", "Аутан", "Тайга" и новое для
нас средство "Комарик", кстати, оказавшееся весьма эффективным. Но
абсолютную защиту давали только накомарники.
Питание рассчитывалось
исходя из богатого опыта предыдущих походов. Основная часть продуктов была
закуплена еще в Москве, на местах же
докупался хлеб, молоко, что-нибудь к чаю и пополнялся бортовой запас алкоголя.
Питьевая вода находилась в каждом автомобиле из расчета 10л на машину и
пополнялась при первой возможности из колонок или колодцев в деревнях, а так же
из родников.
Подготовка
автомобилей.
По опыту экспедиции "Лямца-2003" было ясно, что
если по отливной полосе можно почти нормально ехать и на неподготовленном
автомобиле, то с переправой через реки возникают проблемы. К тому же на матерых
зимниках, с болотами, камнями и бревнами, тоже придется "несладко".
Плюс ко всему, тяжелые условия пробуждают аппетит у самых экономичных машин (не
говоря уж об УАЗе), и для преодоления расстояния около 350км потребуется не
менее 150л бензина на каждый автомобиль. В сочетании с запасом продуктов,
запчастей, бивачных и специальных принадлежностей (блоки, топоры, веревки и т.
д.), получается солидный вес. Поэтому автомобили были оснащены специальными
бензобаками на 120-170л, шинами размерностью 35х12.5” марок BF Goodrich MT,
Cooper STT и Super Swamper SSR, а так же электрическими лебедками марок Rols
Winch, ComeUp и Warn. Для преодоления заболоченных участков изготовлены сэндтраки
из 12мм фанеры, а для ремонта или строительства мостов и переправ – скобы из
витой арматуры.
Осуществить прохождение стало возможным в результате
тесного сотрудничества с техническими специалистами клуба «Вездеход» – Сергеем
Глуховым и Григорием Жиленковым. Технические характеристики автомобилей
приведены в Приложении 2.
Специальное
снаряжение
Навигационное снаряжение и
карты.
Немаловажным подспорьем при планировании маршрута стали военные
полукилометровые карты побережья. Они позволили точно рассчитать расстояния
между населенными пунктами, давали полезную информацию о мостах (или бродах),
избах, помогали ориентироваться по линиям связи. В разговорах с местными карты
подсказывали названия рек, мысов, урочищ и т. д. В сочетании с приборами
спутниковой навигации GPS почти в любой момент было ясно, где находится группа.
Использовались приборы GPS: "Garmin GPS-II Plus", "Garmin
GPS-III Plus" и "Garmin GPS Map -176".
Связь.
Между машинами связь поддерживалась с помощью
автомобильных СВ радиостанций различных производителей, а в качестве
оперативной связи использовались портативные рации "Motorola T5620" и
"Motorola T5720", весьма хорошо зарекомендовавшие себя на многих
трофи-соревнованиях. Для экстренного общения с остальным окружающим миром
имелся так же спутниковый телефон "Ericsson" компании «АльфаТелеком».
Для бездорожья.
Помимо стационарно
установленного на автомобилях оборудования имелись так же: сэндтраки,
удлинители и запасные тросы к лебедкам, специальные домкраты
"Hi-Jack", блоки, шаклы, корозащитные и силовые стропы, скобы для
ремонта или строительства мостов и переправ. Подробное описание снаряжения
приведено в Приложении 1.
Костровые принадлежности.
Простейшее приспособление в виде Г- образного куска
арматуры внедрялось в грунт возле кострища на требуемую глубину. На группу
имелись два котла - емкостью 3 и
Тара.
Основная часть снаряжения и личных вещей укладывалась в
салонах автомашин. Исключение составляли лишь «69-й» с открытым кузовом и
Животновод, возивший на своем багажнике канистры с бензином и сэндтраки. На
случай преодоления глубоких водных преград в каждом автомобиле было
предусмотрено крепление для вещей под потолком салона (с помощью сетки) или же
снаружи автомобиля на крыше. Для упаковки запасных частей и крепежа
использовались надрезанные сбоку пластиковые канистры. В качестве эксперимента
Гайкин для перевозки вещей использовал 50 литровый пластиковый бак с широкой крышкой.
Бак оказался достаточно удобным: обеспечивал защиту от воды и грязи и в то же
время крышка быстро снималась.
Одежда и обувь.
Езда по бездорожью, а тем более в экспедиции, диктует
особый подход к выбору одежды и обуви. Как правило, это камуфляжный костюм,
ветровка и длинный плащ при дожде. Популярностью так же пользовались
противоэнцефалитные костюмы (хотя в районе нашего путешествия клещей почти не
было). К их неоспоримым преимуществам можно отнести наличие встроенного в
капюшон накомарника. Высокие армейские ботинки позволяют заправлять в них
брюки, неохотно промокают, а так же служат хорошей защитой от укусов змей (с
которыми нам пару раз пришлось встречаться). Обязательны болотные сапоги: они
являются надежной защитой от грязи и воды, позволяют смело ходить по водоемам,
глубиной выше колена, что часто требуется.
| Часть 3. Сведения о районе маршрута | Оглавление | Часть 5. Описание маршрута
|